Резкий спад авиаперевозок заставляет компании по всему миру предлагать пассажирам различные варианты обмена билетов, а по уже отмененным рейсам — ваучеры на будущие полеты. Получить деньги становится все сложнее, поскольку в марте число возвратов уже превысило объем продаж. Как следует из проведенного “Ъ” опроса крупнейших российских авиакомпаний, «Победа» компенсирует пропавшие билеты только ваучерами, остальные игроки обещают живые деньги через неопределенное время.
«Если рейс выполняется при участии российских авиакомпаний, то уплаченную сумму вернут. А вот если рейс не стыковочный и выполняется иностранным перевозчиком, то в этом случае необходимо читать условия договора покупки авиабилета, а также обратить внимание на законодательство страны авиакомпании»,— поясняет Юлия Андреева.
Что касается форс-мажора (он может применяться, если, например, будет введено чрезвычайное положение), то в контексте возврата билетов его трактовка неоднозначна. Авиаперевозчики, отмечает Юлия Андреева, могут ссылаться на него и говорить, что не смогли выполнить свои обязательства в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего возврат денег невозможен. Соответственно, признает юрист, прогнозировать, какой окажется позиция судов, сейчас невозможно.