Введение крупных штрафов для стритрейсеров откладывается — правительство не поддержало законопроекта о наказании за уличные гонки. Комментарий руководителя проектов S&K Вертикаль Елены Батура для Известий

1 июня 2018

Введение крупных штрафов для стритрейсеров откладывается — правительство не поддержало законопроекта о наказании за уличные гонки. Их организаторов и участников предлагалось карать штрафами до 1 млн рублей, а также лишением прав и свободы. Однако в своем официальном отзыве (есть у «Известий») кабмин раскритиковал документ за противоречивость и размытые определения. Эксперты отмечают, что бороться с самим явлением необходимо, но расходятся во мнениях по поводу необходимых для этого мер.  

Пакет поправок о наказании за уличные гонки в Госдуме подготовили в декабре 2017 года после нескольких резонансных происшествий. Действия автохулиганов часто влекут за собой тяжкие последствия, но законодательство не предусматривает для них каких-либо ощутимых санкций, отмечалось в пояснительной записке к документу. Поэтому авторы предложили ввести в Уголовный и Административный кодексы новые статьи — «Незаконные автомобильные или мотоциклетные соревнования» (ст. 12.38 КоАП и ст. 264.2 УК). Тяжесть наказания зависела от того, впервые ли задержали стритрейсера, подчинился ли он законному требованию полицейского и был ли причинен ущерб имуществу и здоровью граждан. Штрафы за подобные нарушения, согласно законопроекту, должны составлять от 50 тыс. до 1 млн рублей и сопровождаться лишением прав. Также была предусмотрена и уголовная ответственность: для организаторов гонок — до двух лет лишения свободы, для их участников — до года.

Однако в представленной редакции правительство РФ законопроект не поддерживает, говорится в официальном отзыве. В частности, кабмин посчитал формулировку нового вида правонарушения недостаточно определенной. Текст статьи УК должен быть настолько ясным, чтобы каждый человек мог четко предвидеть последствия своих действий, указали в правительстве. Кроме того, в отзыве отмечено, что по некоторым пунктам наказание в законопроекте оказалось мягче, чем предусмотрено уже действующими нормами. Так, предлагалось установить штраф от 500 рублей до 2 тыс. рублей за езду «в местах, не предназначенных для движения транспорта», тогда как ч. 2 ст. 12.15 КоАП уже предусматривает штраф в 2 тыс. рублей за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД.

Документ будет доработан с учетом высказанных замечаний, заявил в беседе с «Известиями» замглавы думского комитета по безопасности, руководитель рабочей группы по подготовке предложений о наказании за автохулиганство Анатолий Выборный.

Предложенные изменения более чем актуальны, считает руководитель проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Елена Батура, которая не согласна с негативной оценкой кабмина

По ее словам, резонансные случаи с участием так называемой золотой молодежи происходят из-за того, что стритрейсеры стремятся демонстративно нарушить правила.

Член Общественной палаты РФ Шота Горгадзе подчеркнул, что стритрейсинг — недешевое удовольствие, которым увлекаются обеспеченные люди.

С ним не согласен адвокат Андрей Радько. Он считает, что действующих норм вполне достаточно, а избыток похожих статей в КоАП и УК только запутает правоприменителей и вызовет всплеск коррупции. Статьи будут применяться к автовладельцам по усмотрению сотрудника ГИБДД, опасается юрист.

Нужно конкретизировать предложенные нормы и разделить нарушения, связанные с дорожным движением и с общественным порядком, полагает гендиректор юридической компании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов. Иначе неверные трактовки помогут виновным уйти от ответственности, заметил он.

Движение стритрейсеров существует не первое десятилетие и само по себе никуда не исчезнет, подчеркнул член Общественной палаты РФ Александр Козлов. По его мнению, нарушителей нужно наказывать, но для гонщиков, готовых соблюдать правила и соревноваться вне загруженных городских улиц, нужно выделять специальные участки в отдаленных зонах.

Без названия (2).png

Все публикации

Нажимая "Хорошо", вы соглашаетесь с использованием нами инструментов аналитики и организации поддержки.

Хорошо