Куда обращаться человеку, чей автомобиль сломался в пределах гарантийного срока: к продавцу, официальному дилеру или в авторизированный сервисный центр? Не слетит ли гарантия после такого обращения? Кто понесет ответственность, если машину так и не удастся починить? Суды сомневались при ответе на эти вопросы, пока дело не попало в Верховный суд.
Ольга Макарова* заключила с ООО «БалтАвтоТрейд-М» (дилером БМВ в Москве) договор купли-продажи машины стоимостью 3 050 000 руб. Спустя два года автомобиль перестал заводиться, сломался стояночный тормоз, появился стук в подвеске. Поскольку гарантийный срок еще не истек, Макарова передала машину на гарантийный ремонт официальному дилеру БМВ, авторизированному сервисному центру ООО «Модус-Воронеж» в Воронеже. Там бесплатно приняли автомобиль на ремонт, но в установленный срок починить не смогли. Тогда Макарова направила ООО «БалтАвтоТрейд-М» претензию, в которой сообщила об отказе от исполнения договора купли-продажи, потребовала вернуть все деньги за машину и выплатить неустойку. ООО «БалтАвтоТрейд-М» ей отказало, и Макарова обратилась в суд. В иске она просила расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с продавца стоимость автомобиля в размере 3 050 000 руб., возместить разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения решения в размере 1 392 922 руб., выплатить ей 3 050 000 руб. неустойки, 10 000 руб. компенсации морального вреда и 50% штрафа от присуждённой суммы.
Рамонский районный суд Воронежской области, а вслед за ним Воронежский областной суд Макаровой отказали. Они исходили из того, что между ООО "БалтАвтоТрейд-М«и ООО «Модус-Воронеж» нет никаких договорных отношений. Это значит, что после обращения в ООО «Модус-Воронеж» гарантийные обязательства на авто Макаровой прекратились, а ООО «БалтАвтоТрейд-М» не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами (ООО «Модус-Воронеж»).
Когда дело дошло до Верховного суда, тот обратил внимание: у дилера ООО «Модус-Воронеж» есть право продавать автомобили «БМВ» и фирменные детали, а также обязанность производить сервисное обслуживание машин этой марки. В дилерском договоре указано, что «БМВ» несёт ответственность за недостатки товара перед дилером, а дилер отвечает за недостатки товара непосредственно перед покупателем. Дилер ООО «Модус-Воронеж» осуществляет необходимые работы в рамках ответственности «БМВ» для каждого клиента «БМВ» бесплатно независимо от того, приобретен автомобиль у дилера, выполняющего указанные работы, или у какого-либо другого дилера «БМВ». Это значит, что Макарова правомерно обратилась в ООО «Модус-Воронеж» для устранения недостатков принадлежащего ей автомобиля, и гарантийные обязательства не были утрачены. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 14-КП7-31). Пока дело еще не рассмотрено.
«С определением ВС нельзя не согласиться, поскольку все выводы полностью соответствуют действующему законодательству и актам его разъяснения. На новом круге важное значение будет иметь то, что ответчик по иску несет ответственность за нарушение срока устранения недостатков вне зависимости от обращения истца за сервисным обслуживанием к другому дилеру БМВ». Управляющий партнер «Тиллинг Петерс» Оксана Петерс.
Суды первой и апелляционной инстанций отнеслись к рассмотрению спора формально. ВС такой подход не устроил, поскольку он не учитывает интересы потребителя и ставит их защиту в прямую зависимость от обслуживания и ремонта только у дилера, у которого автомобиль приобретался. ВС указал, что все дилеры, с которыми у импортера заключены дилерские договоры, в силу самих этих договоров обязаны в том числе осуществлять гарантийный ремонт по одинаковым правилам. И что нахождение этих дилеров в разных городах и даже областях не может влиять на защиту прав потребителей.
Автор статьи: Алина Михайлова
Я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", даю согласие Адвокатскому бюро Санкт-Петербурга "Эс энд Кей Вертикаль" (далее - Адвокатское бюро) на обработку моих персональных данных. Согласие распространяется на следующую информацию: мои ФИО, телефон, e-mail, иная информация, относящаяся к моей личности и указанная мной при заказе обратной связи на сайте http://skv.ru/
Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях осуществления прямых контактов (в том числе по электронной почте, по телефону) при рассмотрении возможностей дальнейшего сотрудничества, в том числе при рассмотрении моей кандидатуры на замещение открытых вакансий в Адвокатском Бюро.
Согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
При обработке персональных данных Адвокатское бюро имеет право применять различные способы их обработки, если такое право не ограничено действующим законодательством.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет со дня его получения, либо до дня получения Адвокатским бюро отзыва данного согласия в письменной форме.
Мы свяжемся с вами по указанным контактным данным в течение суток с момента получения
сообщения