Банки будут обязаны сообщать о снятии наличных с иностранных карт, если страна-эмитент находится в «зоне особого внимания». Список этих государств предстоит определять Росфинмониторингу. Такие нормы предусмотрены проектом поправок (есть в распоряжении «Известий»), который в понедельник одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Документ уже согласован с силовыми ведомствами и Центробанком. Эксперты отмечают, что в российском законодательстве появляются нормы, которые давно действуют за рубежом.
Проект, подготовленный Росфинмониторингом, вносит изменения в закон «О противодействии легализации (отмыванию), доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Поправки расширяют список операций, подлежащих обязательному контролю. Сейчас банки должны сообщать службе, например, об операциях на сумму свыше 600 тыс. рублей и сделках с недвижимостью стоимостью более 3 млн рублей. Теперь под контроль попадут и операции по снятию в России наличных с карт, выпущенных иностранными банками за границей. Речь идет не обо всех иностранных картах, а только о выпущенных в странах, которые войдут в список Росфинмониторинга. Этот перечень будет являться информацией ограниченного доступа, которую не смогут получить рядовые клиенты банков.
Банки, в банкоматах или отделениях которых снимаются деньги с иностранной карты, будут обязаны в трехдневный срок уведомить об этом Росфинмониторинг. В частности, указать сумму, дату и место совершения операции, номер платежной карты, информацию о владельце карты, полученную от иностранного банка, а также наименование иностранной кредитной организации.
Новации позволят оперативно включать иностранные государства в «зону повышенного внимания» или снимать их с усиленного мониторинга, говорится в сопроводительных материалах к документу. Благодаря этому можно будет выявлять схемы финансирования террористов и экстремистов, а также решать другие задачи по обеспечению безопасности России. По мнению знакомых с документом экспертов, в список Росфинмониторинга попадут в первую очередь страны, где террористические организации наиболее активны. Например, Ирак или Афганистан.
В материалах отмечается, что проект поправок согласован с Минюстом, Минфином, МВД, Минсвязи, Генпрокуратурой, ФСБ, Федеральной таможенной службой, Центробанком. Закон должен вступить в силу через полгода после принятия.
Предлагаемые формы контроля затрагивают конституционные права граждан, в том числе право на доступ к информации и право частной собственности, отметили в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Идея засекретить список стран-эмитентов требует дополнительного обоснования, говорится в заключении института.
Разработчики же уверены, что новации никак не нарушат права граждан. По словам авторов, отправка данных о снятии наличных с иностранных карт в Росфинмониторинг не ограничивает право на совершение таких операций или получение выписок.
Законопроект не вводит запретов, а потому не ущемляет гражданских прав, согласен с авторами инициативы и председатель правления ассоциации юристов России Владимир Груздев. Он подчеркнул, что пристальный интерес к той или иной стране не возникает на пустом месте.
— Сам по себе факт, что некое лицо пользуется карточкой, выпущенной в подобной «темной зоне», уже может быть подозрительным. Такие карты могут использоваться для финансирования террористических групп, в том числе мелких ячеек и автономно работающих исполнителей. Понятно, что террористической группе нет смысла открывать счет в российском банке и пользоваться его картой. Но карта иностранного государства снимает некоторые проблемы — например, позволяет скрыть источники финансирования, — пояснил Владимир Груздев.
Законопроект легализует в России нормы, которые давно действуют за рубежом, говорит глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
По его мнению, перечень стран для контроля будет составляться на основе оперативной информации о том, через банки каких стран идут потоки средств для финансирования терроризма. За незаконную деятельность, включая терроризм, расплачиваются не по счетам, а наличными, отметил Кирилл Кабанов. Отслеживать финансовые потоки — нормальная практика в рамках борьбы не только с терроризмом, но и с другими преступлениями, например, уходом от налогов или отмыванием незаконных доходов, считает он.
Поправки в закон следует рассматривать как дополнительные меры противодействия именно в области борьбы с терроризмом, убежден член Общественной палаты РФ Михаил Аничкин.
— В любом случае законопослушному налогоплательщику не стоит опасаться мер, направленных на борьбу с преступной деятельностью. Его права могут быть ограничены только в случае осуществления им противозаконных финансовых операций, — считает он.
Михаил Аничкин отметил, что Росфинмониторинг строго регламентирует свой доступ к персональным данным на основании закона. Все данные находятся под грифом «Секретно». Поэтому утечка персональной информации практически невозможна, в отличие от коммерческих банков, где ее могут выдать отдельные недобросовестные служащие, полагает он.
В Росфинмониторинге не смогли предоставить оперативный комментарий.
Я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", даю согласие Адвокатскому бюро Санкт-Петербурга "Эс энд Кей Вертикаль" (далее - Адвокатское бюро) на обработку моих персональных данных. Согласие распространяется на следующую информацию: мои ФИО, телефон, e-mail, иная информация, относящаяся к моей личности и указанная мной при заказе обратной связи на сайте http://skv.ru/
Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях осуществления прямых контактов (в том числе по электронной почте, по телефону) при рассмотрении возможностей дальнейшего сотрудничества, в том числе при рассмотрении моей кандидатуры на замещение открытых вакансий в Адвокатском Бюро.
Согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы для достижения вышеуказанных целей, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
При обработке персональных данных Адвокатское бюро имеет право применять различные способы их обработки, если такое право не ограничено действующим законодательством.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет со дня его получения, либо до дня получения Адвокатским бюро отзыва данного согласия в письменной форме.
Мы свяжемся с вами по указанным контактным данным в течение суток с момента получения
сообщения