Лайфхаки и ключевая практика: что должен знать потребитель. Комментарий Дмитрия Кириллова для Право.ру.

11 января 2022 2022-01-11

Если сломался гаджет

Вы купили телефон или «умные часы», а они сломались. Это неприятно, но не нужно расстраиваться. У потребителя есть 15 дней на то, чтобы потребовать вернуть деньги или заменить на новый технически сложный товар с дефектами.

Но что делать, если 15-дневный срок прошел? В этом случае возврат денег можно рассчитывать, если:

  • у товара есть существенный недостаток;
  • продавец нарушил срок устранения недостатков;
  • товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.

Основная сложность – это доказать существенный недостаток товара, объясняют опрошенные эксперты . Часто производители или изготовители оспаривают именно это основание.

Правильно направить претензию

Если продавец отказывается добровольно менять бракованный товар, то через суд можно взыскать с него еще и неустойку и «потребительский» штраф. Но иногда не получится, как показывает пример. Мужчина купил Iphone в магазине. Дома он обнаружил, что не работает камера. Тогда он направил продавцу претензию, чтобы товар заменили на другой. Ему удалось взыскать стоимость телефона, но в неустойке и штрафе ему отказали. Потребитель пожаловался в ВС.

Коллегия по гражданским делам обратила внимание на то, куда именно было отправлено письмо. Это оказался адрес торгового центра, где кроме магазина, в котором был куплен гаджет, работают больше 70 организаций. Судьи подчеркнули, что владелец сломанного телефона больше не предпринял никаких активных действий: не позвонил в службу поддержки, не выяснил юридический адрес компании. Продавец, напротив, от удовлетворения претензии не уклонялся, но узнал о проблеме только после обращения покупателя в суд. В итоге ВС решил, что мужчине не положены неустойка и штраф из-за злоупотребления правом.

Возврат бракованного товара

Уклонение потребителя от передачи товара лишает его права на неустойку и штраф, говорит Дмитрий Кириллов из АБ S&K Вертикаль. Ведь продавцу нужно провести проверку товара, а недобросовестные потребители лишают его такой возможности. Но это не значит, что клиент должен за свой счет организовывать доставку, указал ВС в своем определении от 23 марта 2021 года.

Мужчина заказал в интернет-магазине надувную лодку. Через четыре дня ее доставили транспортной компанией. Практически сразу он поехал на рыбалку, чтобы ее опробовать. Но надувная лодка оказалась с дефектами: спускала, дно было неровным, в лодку заливалась вода.

Тогда покупатель написал на электронную почту магазину и просил вернуть деньги. Продавец ответил, что мужчина сам должен организовать доставку лодки экспертам. Они ее проверят и скажут, можно вернуть деньги или нет. Но в письме общество не указало свой адрес. Поэтому потребитель сразу обратился в суд. Первая инстанция встала на его сторону, взыскав не только стоимость лодки, но еще и неустойку и штраф. А апелляция решила, что финансовые санкции с продавца взыскать нельзя, ведь он не получил товар на проверку и не мог удовлетворить требования добровольно. Такого же мнения оказалась и кассация, но не ВС. Он указал, что доставлять крупногабаритный товар должен продавец за свой счет. Судьи ВС отменили акты апелляции и кассации, при новом рассмотрении Белгородский областной суд оставил без изменения решение первой инстанции в пользу потребителя.

Лайфхаки для потребителя

У покупателей много прав, только не все об этом знают. Например, от интернет-заказа можно отказаться в любое время до его получения. А если вы уже забрали товар, то есть 7 дней, чтобы определиться, нужен ли он вам. Не все знают, что в магазинах товар должны продать по той цене, что указана на ценнике. В супермаркетах нередко встречается ситуация, когда акция закончилась, а убрать «желтый» ценник забыли. Но это не проблема покупателя. Даже если завышенную цену вы заметили уже после оплаты, вам обязаны вернуть разницу между чеком и ценником.

Подробнее: Право.ру

Пресненская набережная, 6 строение 2 123112 Москва
Все Публикации

Нажимая "Хорошо", вы соглашаетесь с использованием нами инструментов аналитики и организации поддержки.

Хорошо