Обзор законодательства. Федеральный Закон о внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ

2 июня 2020

Согласно одобренному Государственной Думой Российской Федерации законопроекту Федерального Закона о внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ, предусматривается ряд льгот в части уплаты налогов и страховых взносов для социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закон.

Соответственно, для признания за некоммерческой организацией статуса социально ориентированной необходимо удовлетворять следующим критериям:

  1. Организация создана в форме, предусмотренной ФЗ «О НКО» и не подпадает под установленные в этой части исключения;
  2. Деятельность организации направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ;
  3. Организация осуществляет деятельность, подпадающую под один из следующих видов (ст. 31.1 ФЗ «О НКО»):

В соответствии с п. 2.2 той же статьи под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам. Из этого можно сделать вывод о том, что понятия «Социально ориентированные НКО» и «НКО – исполнители общественно полезных услуг соотносятся как общее и частное.

Кроме того, ст. 31.4 предусматривает условия, необходимые для признания за социально ориентированной организацией статуса исполнителя общественно полезных услуг». Отвечающие критериям и обратившиеся в установленном порядке НКО включаются в специальный реестр. Порядок признания регулируется Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 (ред. от 10.03.2020) "О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг". В соответствии с указанным Постановлением решение о включении в реестр принимается Министерством юстиции и его территориальными органами. Проверить, входит ли та или иная организация в реестр можно на портале Минюста.

Таким образом, из закона напрямую не следует, что социально ориентированные некоммерческие организации подлежат включению в какой-либо реестр, он предусмотрен только для тех НКО, которые являются исполнителями общественно полезных услуг.

Однако есть также СКО, которые получают государственную поддержку в виде грантов и субсидий от Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и местных администраций. В отношении них также ведутся реестры, которые размещаются на официальных сайтах органов, оказавших такую поддержку.

Включение в эти реестры осуществляется следующим образом. Орган исполнительной власти на соответствующем уровне устанавливает условия получения материальной поддержки организацией. Организации в установленном порядке подают заявки на получение грантов, субсидий, после чего проводится конкурс, по итогам которого определяются получатели поддержки, которые включаются в реестр.

Таким образом, из изложенного выше следует, что реестров социально ориентированных организаций несколько. Однако в законопроекте приведена такая формулировка, которая позволяет сделать вывод о том, что речь идет об одном реестре, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Кроме того, согласно той же формулировке представляется, что организация одновременно должна быть исполнителем общественно полезных услуг и получателем поддержки от соответствующих органов исполнительной власти. Возможно, речь идет о создании нового реестра, но вероятнее всего – о реестре организаций, являющихся поставщиками общественно полезных услуг.

Представляется возможным подать заявку на включение в реестр организаций исполнителей общественно полезных услуг, но необходимо учитывать сроки:

Однако следует отметить, что решение выдается на будущее, в реестре будет указана дата включения в реестр, а для того, чтобы воспользоваться предоставленными в связи с изменениями льготами представляется, что организация должна соответствовать указанным критериям на соответствующий период – т.е. на II квартал 2020 года.

Вся аналитика

Нажимая "Хорошо", вы соглашаетесь с использованием нами инструментов аналитики и организации поддержки.

Хорошо