RU EN

Юрист S&K Вертикаль Алина Вислобокова прокомментировала для Telecom Daily нарушение прав потребителей со стороны "Вымпелкома"

29 Ноября 2011
Роскомнадзор: за "не разговоры" платить не надо

Роспотребнадзор по Челябинской области усмотрел в тарифах «Вымпелкома» нарушение прав потребителей: оператор берет плату за сохранение телефонных номеров.

В рамках плановой проверки управление Роспотрбнадзора по Челябинской области нашло в тарифах местного филиала «Вымпелкома» пункт, согласно которому в случае отсутствия активности со стороны абонента на номере в течение 90 дней со счета абонента снимается плата - 5 руб. в сутки. Если абонент снова начинает использовать номер или средства на его счету заканчиваются, то абонентская плата не берется.

«Вымпелком» был привлечен к административной ответственности, в его адрес выписано предписание о прекращении подобной практики. Оператор попробовал обжаловать решение в суде, однако арбитражный суд согласился с доводами Роспотребнадзора.

Как сообщила пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева, включение в тарифный план такой абонентской платы является частью ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться услугами подвижной связи. «По существу, на тарифных планах установлена смешанная тарификация: повременная и абонентская. По аналогии, в местной телефонной сети даже при повременной системе расчетов все равно взимается абонентская плата вне зависимости от объема оказанных услуг связи. Введение абонентской платы обусловлено тем, что, несмотря на отсутствие действий абонентов, приводящих к списанию денежных средств с его лицевого счета, в период так называемого молчания оператор связи несет затраты на поддержание сети связи для обеспечения готовности оказать услугу связи», – пояснила она, добавив при этом, что «Вымпелком» имеет положительные решения судов по этой теме. «В данный момент мы рассматриваем наши дальнейшие действия», - сказала Айбашева.

По словам пресс-секретаря «Мегафона» Юлии Дорохиной, оператор не взимает плату с абонента, если он не пользуется услугами связи по истечение 90 дней. Как сказал руководитель отдела федеральных коммуникаций группы «Tele2 Россия» Александр Бахорин,если абонент не пользуется номером в течении 120 дней, то с его лицевого счета списывается абонентская плата в размере 1 рубля, вплоть до достижения нулевого баланса.

По словам эксперта в области телекоммуникационного права Антона Богатова, Роспотребназдор не учел экономических особенностей услуги связи, которая имеет две ипостаси – актуальную и потенциальную. «Мы платим и за то, что разговариваем и за то, что имеем право поговорить», - отметил Богатов. По его мнению, претензии Роспотрбнадзора необоснованны, потому что услуга в данном случае оказывается. «Хотя аргументация Вымпелкома не состоятельна, так как наличие затрат у исполнителя не несет обязательств со стороны заказчика». - добавил эксперт.

С ним не согласна юрист юридической фирмы «S&K Вертикаль» Алина Вислобокова. По ее словам, взимание платы за период, когда абонент не пользуется услугами связи оператора, обязывает потребителя пользоваться услугами связи оператора и нарушает право потребителей на свободный выбор услуг. Кроме этого «любые изменения договора должны оформляться путем заключения дополнительных соглашений, то есть должно быть явное согласие потребителя на ту или иную услугу связи», - пояснила Вислобокова.

Она отметила, что в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» исполнитель (в данном случае оператор) не вправе без согласия потребителя предоставлять услуги за плату. «Вместе с тем, в гражданском праве, по общему правилу, молчание является отказом, а, следовательно, потребитель должен совершить по своей инициативе активные действия для продолжения пользования услугой связи», - считает Вислобокова.


Анастасия Гаврилюк

Telecom Daily

Возврат к списку