RU EN

Комментарии адвоката Михаила Ильина к статье «Не пишите, не звоните». Фонтанка.ру

1 Сентября 2011
Действующий уже пять лет закон защищает россиян от рекламных рассылок и нежелательных звонков – использовать номер телефона и адреса для любого продвижения товаров или политической агитации можно только с согласия самого гражданина. Однако на практике эти ограничения просто игнорируются не только коммерческими структурами, но и госорганами, а к мизерной ответственности удается привлечь единицы нарушителей.

Нормы законов о персональных данных и о рекламе уникальны – в отличие от иных нормативных актов, они презюмируют вину отправителя почты или звонящего. Именно на него возлагается обязанность доказывать, что адресат дал предварительное согласие на получение рекламы (как коммерческой, так и политической). Только в этом случае можно звонить или писать.

Кроме того, закон гарантирует право получателя в любой момент запретить рассылку, звонки или иное использование его адреса, номера телефона и иных данных.

Он такой не один

Однако для продвижения своих услуг рассылки активно используют даже крупные кредитные организации. Например, петербурженка Дарья получила от банка «Хоум кредит» SMS-сообщение о том, что ей одобрен кредит на 200 тысяч рублей: «Из текста я сделала вывод, что некто от моего имени обращался в банк и теперь мне сообщают о принятом решении, – рассказала пострадавшая журналисту «Фонтанки». – Ведь человека со слабыми нервами так можно и до инфаркта довести! Кроме того, в эсэмэске был указан код, который необходим для получения кредита. Сотрудник банка, до которого мне удалось дозвониться, заявил, что отказаться от получения SMS можно только взяв кредит. Правда другой оператор высказал иную версию – чтобы мой номер был исключен из базы данных, достаточно подойти в офис и написать заявление».

Дарья не отрицает, что когда-то брала небольшой кредит в этом банке и не помнит содержание договора. В «Хоум кредит» признают, что делают рассылку, но – только среди клиентов и на основании подписанного ими договора: «Код нужен для быстрой идентификации на входящем звонке, – пояснили в пресс-службе кредитной организации. – В случае нежелания получать информацию о предложениях банка, клиент может обратиться (в том числе по телефону) с соответствующим заявлением».

Подобную практику проводят и другие банки, прежде всего специализирующиеся на потребительском кредитовании (то есть заинтересованные привлечь массу готовых залезать в долги, не думая, заемщиков). Такие письма рассылает, например, банк «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС): «Я никогда не пользовалась услугами банков по кредитованию, но я и моя семья регулярно получаем подобные предложения от банка ТСК, – рассказывает Светлана. – В получаемых письмах указывается, что кредит в 30 тысяч рублей для меня уже одобрен и можно бежать за их кредитными картами прямо сейчас. Откуда они берут адрес проживания, не указывается».

Но и в этом банке не видят нарушений в своих действиях: «Рассылку мы поручили профессиональным компаниям, занимающимся сбором информации и статистики по потребительским услугам. Также некоторые клубы и организации в рамках совместных программ направили своим клиентам предложения нашего банка. Люди иногда не помнят, что, заполняя ту или иную анкету, давали согласие, чтобы компания или ее партнеры присылали свои коммерческие предложения. Между тем, это так: сотовые, страховые, транспортные, торговые компании берут разрешение у клиентов на легитимное использование их данных», – пояснили в пресс-службе ТКС-банка.

Однако банк Олега Тинькова уже попадал в сводки надзорных органов – Роскомнадзор, уполномоченный контролировать соблюдение законодательства о персональных данных, уличил его партнеров («Дата Менеджмент» и «Дата Суарес») в использовании для рассылок «баз данных неизвестного происхождения». Однако компании просто исчезли – для их розыска Роскомнадзор вынужден был обратиться в правоохранительные органы.

Верные рассылки электронной почты по всем известным адресам (заказчиков, партнеров и пр.) вошли в практику многих российских компаний. В частности, такие рассылки делали банки ВТБ 24, страховая компания «РЕСО-Гарантия», аквапарк «Родео Драйв», PMI Radio, DHL Express и другие. В качестве эксперимента журналист «Фонтанки», не представляясь, обзвонил большинство отправителей таких писем и потребовал исключить из базы данных адреса, владелец которых не давал согласия на отправку. Однако ни одна из компаний не сочла нужным даже извиниться за то, что проводила веерную рассылку, порой – с открытым списком из нескольких сотен адресов.

Цель оправдывает средства

Все опрошенные эксперты сочли подобную практику незаконной: «Для использования телефонного номера или адреса электронной почты в целях отправки сообщений или рекламно-информационных материалов необходимо письменное (пусть даже в электронном виде) согласие гражданина, – констатирует Валерия Рыкова, старший юрист компании Pen&Paper. – При этом презюмируется, что такое согласие отсутствует, если не будет доказано, что оно было получено».

Юрист коммерческой практики компании Rightmark group Дарья Пяткова также отмечает, что адреса и номера телефонов являются персональными данными, и любое их использование по общему правилу допускается только с согласия гражданина: «Если никакого согласия ни на использование персональных данных, ни на получение информации посредством любых средств связи не было, то однозначно нарушается закон», – заключает юрист.

В то же время Валерия Рыкова указывает на ряд нюансов. Так, если гражданин при открытии счета или предоставлении кредита подписал договор, включающий согласие на использование его персональных данных, банк вправе включать его в базу SMS-рассылок: «Однако за клиентом в любом случае сохраняется право, направив соответствующее требование, запретить использовать его данные для отправки рекламно-информационных сообщений. Закон не предусматривает обязательную письменную форму, однако для подтверждения факта обращения рекомендуем направить такое требование заказным письмом».

Другой нюанс – использование «общедоступных» источников персональных данных – справочников, адресных книг и так далее. «Организации легально могут звонить по указанным в них телефонам, – объясняет Валерия Рыкова. – По требованию гражданина, его сведения должны быть исключены из справочников, но это не защитит его от звонков, поскольку номер телефона можно узнать из предшествующих редакций справочника. В такой ситуации придется письменно направлять требования каждой такой организации по факту звонков (рассылок)».

Преступление и наказание

За весь минувший год в Роскомнадзор было подано всего 1,4 тысячи жалоб на нарушения закона о персональных данных (во всех его аспектах), большинство из которых были признаны обоснованными.

Кроме того, за рекламным рынком наблюдает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По словам адвоката юридической фирмы «S&K Вертикаль» Михаила Ильина, за рассылку рекламы без согласия получателя распространителя также можно привлечь к административной ответственности. В качестве любопытного примера он приводит инцидент, когда в число адресатов отправленной банком «Траст» веерной рассылки попало само управление ФАС! Пострадавшее ведомство наложило на кредитную организацию штраф в 40 тысяч рублей, а арбитражный суд, в который обратился банк, отверг его объяснения о случайности рассылки. К административной ответственности за отправку SMS-сообщений без согласия адресатов уже привлекались и крупнейшие операторы сотовой связи, в том числе «Билайн», Энергомашбанк и ряд других.

Однако все эти решения составляют мизерную часть от общего количества нарушений. По данным исследований, ежедневно в России рассылается примерно 15-30 млн спамерских сообщений. Эксперты видят корень проблемы в нежелании самих граждан бороться за свои права: «Чаще всего тот, кто рассылает подобную информацию, прав до тех пор, пока потребитель не изъявит желание, чтобы его контактная информация была удалена из списков рассылки, – полагает эксперт Высшей школы экономики Александр Красильников. – Списков много, а каждый потребитель должен сам решать вопрос с исключением с каждым списком индивидуально. Как несложно представить, издержки много больше, чем выгоды».

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"

Возврат к списку