RU EN

Комментарий адвоката Романа Полухина к статье «Милиция придет за кассой»

22 Октября 2010

В магазинах, кафе и иных предприятиях торговли или оказания услуг вновь могут начать проводить контрольные закупки. Соглашение о взаимодействии в контроле налогов и кассовых машин подписало Министерство внутренних дел РФ и Федеральная налоговая служба. Однако эксперты считают, что надежды работников фискального ведомства на «оперативников» не имеют правовых оснований.

С июня 2010 года сотрудники милиции не вправе самостоятельно выявлять нарушения правил применения кассовых машин: соответствующие поправки в законодательство были внесены в рамках проводимой кампании против «кошмаривания» бизнеса. Не могут совершать контрольные закупки и сами налоговики.

Согласно же документу, подписанному министром Рашидом Нургалиевым и главой налогового ведомства Михаилом Мишустиным, милиционеры и «мытари» будут проводить совместные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также контролировать применение контрольно-кассовых машин (ККМ), соблюдение законодательства о валютном контроле, банкротстве и т. д.

Чековый «кошмар»

Заключенное соглашение может возродить контрольные закупки — проверки, в ходе которых инспекторы под видом простых посетителей совершают некую покупку и фиксируют, что чек не был пробит. Уже несколько лет арбитражные суды не признают доказательством акты, составленный в ходе организуемых налоговиками подобных акций. «Сотрудникам налоговых органов не предоставлено право осуществления проверок или иных мер контроля путем введения проверяемого лица в заблуждение относительно своих истинных целей и сокрытия своего статуса, — убежден судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти Александр Саргин. — Проверочная (контрольная) закупка — это мнимая сделка купли-продажи, возможность проведения таких закупок законом не предусмотрена. Так же, как не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона».

Схожую позицию еще две года назад поддержал Высший арбитражный суд России. Но главный довод против проводимых налоговыми службами контрольных закупок — оное действие является оперативно-розыскным мероприятием, которое вправе осуществлять только специально указанные в соответствующем законе органы. Налоговики в этом перечне отсутствуют, но зато в нем есть органы внутренних дел.

Соглашение МВД РФ и Федеральной налоговой службы уже вступило в силу, а потому предпринимателям стоит опасаться совместных проверок налоговых инспекций «под прикрытием» милиции. По словам руководителя пресс-службы Департамента экономической безопасности МВД России, проверка кассовых машин — компетенция Федеральной налоговой службы. С органов внутренних дел сняли контрольные функции, милиция подключается только по запросу налоговиков при наличии состава преступления. В то же время таковым может считаться и сокрытие налогов, когда предприниматель или организация не пробивает чеки.

Однако эксперты скептически оценивают возможность участия милиционеров для проверки применения ККМ: «Задачей оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а не административных правонарушений, коим считается неприменение ККМ, — поясняет Алексей Куликов, управляющий партнер Агентства налоговых поверенных. — Конечно, можно на каждую проверку заводить «оперативное дело». Мол, была информация о преступлении, мы сделали контрольную закупку, факты не подтвердились, но «случайно» выявили правонарушение. Но если таких «случайностей» будет много, прокуратура, надеюсь, обратит на это внимание», — отмечает он.

С ним солидарен и Роман Полухин из адвокатской консультации «Вертикаль»: «Среди контрольных мероприятий, которые вправе проводить налоговые органы, проверочные закупки не значатся. Не упоминаются они и в законе о ККТ. Таким образом, инспекторы должны привлекать к проверке работников органов внутренних дел, у которых такие права есть. Кроме того, невыдача кассового чека не входит в число нарушений, по которым представители налогового ведомства могут составлять протоколы. Это вправе делать только работники милиции. Следовательно, протокол, который оформит сотрудник налоговой инспекции, не имеет доказательной силы».

Закон и беспорядок

По мнению экспертов, акт, составленный по итогам проведенной милиционерами и налоговиками контрольной закупки, можно будет легко оспорить в суде. Ведь работники органов внутренних дел не уполномочены возбуждать такие административные дела, а «мытари» — заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Согласно же Конституции России, полученные с нарушением закона доказательства не имеют силы. Причем, чтобы обжаловать постановление о назначении административного штрафа, не надо даже платить госпошлину.

Предпринимателям Роман Полухин рекомендует обязательно потребовать у «ревизоров» служебные удостоверения и постановление на проведение проверки, а также скопировать их. «Необходимо проверить наличие в постановлении всех реквизитов — подписи руководителя, печати и списка самих проверяющих. Сотрудник милиции, не указанный в постановлении, проводить проверку не имеет права. В подписываемый протокол стоит внести запись: «Требуются услуги адвоката, с протоколом не согласен, объяснения буду давать в присутствии адвоката». Желательно завести в организации журнал учета контрольных мероприятий, в котором проверяющие обязаны сделать соответствующую запись», — рекомендует адвокат.

По данным арбитражной статистики, суды признают незаконными до 67% оспоренных решений налоговиков о привлечении к административной ответственности (в том числе за неприменение ККМ). Однако до арбитража доходит ничтожно малая часть составленных подобным образом протоколов. По словам одного из предпринимателей, в его магазин проверяющие разных инстанций заходят до двух раз в месяц и с «пустыми руками» не уходят: «Если мы надлежащим образом пробьем чек — оштрафуют за якобы неправильно указанное в нем время, стертую на самом аппарате пломбу и т. д. Можно найти ошибку при оформлении ценников и т. п., а это также штраф в 30–40 тысяч рублей. Сотрудники СЭС могут придраться к неправильно повешенным жалюзи, которые нарушают прописанные в каком-то СанПиНе нормы инсоляции, а следовательно — правила охраны труда. За такие проступки грозят дисквалификацией. В итоге — легче признать факт неприменения ККМ, заплатить штраф, а в дальнейшем — не тратится на покупку кассовой машины, ее обслуживание и т. д.», — констатирует владелец павильона.

Как показывает практика, работники фискального ведомства имеют опыт не столько выявлять действительные нарушения, сколько провоцировать их. Например, сотрудники Межрайонной инспекции ФНС № 11 по Санкт-Петербургу (Центральный район) попытались оштрафовать близлежащее кафе за то, что его кассир вместе со сдачей положила на барную стойку пробитый чек за купленный налоговиками стакан водки, хотя, по мнению проверяющих, должна была «выдать на руки покупателю» (то есть заставить их забрать бумажку). Арбитраж признал незаконными такую провокацию и принятое по ее итогам постановление о выявленном правонарушении.

Павел Нетупский


Возврат к списку