RU EN

«КоммерсантЪ» публикует материал о крупнейшем в России возмещении морального вреда в результате врачебной ошибки

21 Ноября 2014

Санкт-Петербургский городской суд постановил выплатить беспрецедентную компенсацию морального вреда пациентке, пострадавшей от действий врачей. Петербургский госуниверситет имени Павлова выплатит 15 млн руб. Ирине Разиной "за неправильную тактику ведения родов и последующий вред здоровью". Эксперты указывают, что количество исков о компенсации морального вреда растет с каждым годом, однако суды редко удовлетворяют требования пострадавших в полном объеме.

Дело "Разина против медицинского университета" о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда было принято к производству в 2012 году. За два года до этого, в ночь на 14 сентября 2010 года, Ирина Разина поступила в клинику акушерства и гинекологии Первого медицинского университета. Как говорится в медицинских записях, к тому времени у женщины отошли воды, но "родовая деятельность отсутствовала". Пациентка просила провести кесарево сечение, однако врачи "проигнорировали просьбу". Только к 16:40 врач Екатерина Гордова решила провести операцию методом вакуум-экстракции, которая прошла неудачно, и женщину все-таки отправили на кесарево сечение. В итоге после тяжелой асфиксии ребенок родился с органическим поражением головного мозга. Впоследствии Ирина Разина перенесла еще несколько операций, в результате которых женщине повредили мочеточник. Госпожа Разина самостоятельно ухаживала за ребенком, но через два года он умер.

По словам адвоката пациентки Виктории Ищенко, врач Екатерина Гордова не понесла ответственности за свои действия. Моральный вред от действий сотрудников клиники женщина оценила в 15 млн руб. Требования госпожи Разиной поддержала страховая компания "Росгосстрах", выступившая третьей стороной в деле.

Представители клиники утверждали, что тяжелые последствия родов вызваны внутренней инфекцией роженицы. Однако экспертиза Минздрава показала, что врачи выбрали неверную тактику родовспоможения: показания к кесареву сечению были уже в 10:00. Отказ от этой процедуры привел к фатальным последствиям. Суд счел нравственные и физические страдания женщины доказанными и адекватными заявленной сумме, 20 июня 2014 года требование о компенсации морального вреда было удовлетворено в полном объеме. Первый медицинский университет обжаловал решение в городском суде. 19 ноября суд в полном объеме удовлетворил требование госпожи Разиной.

"Надеемся, решение суда скажется на российской медицинской системе: медперсонал, возможно, станет внимательнее относиться к пациентам",— сообщила "Ъ" адвокат Виктория Ищенко.

Дело не имеет аналогов по сумме заявленной и присужденной компенсации, хотя количество исков о взыскании морального вреда ежегодно растет, отмечает руководитель практики разрешения споров компании Rightmark Group Павел Ильиных. По его данным, за 2012 год в Санкт-Петербурге и Ленинградской области было рассмотрено около 1,5 тыс. требований о взыскании морального вреда. В 2013 году количество таких требований возросло до 1,7 тыс. в год. При этом требования о взыскании морального вреда, причиненного по причине врачебной ошибки, являются редкостью.

case.jpg

Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский называет сумму компенсации беспрецедентной, поясняя, что предыдущий "рекорд" был установлен в 2008 году, когда пациенту присудили 3,5 млн руб. за заражение СПИДом во время переливания крови. 


"Это переход на другой уровень выплат",— говорит господин Саверский. Эксперт напоминает, что судебное право в РФ непрецедентное, но говорит, что другие пострадавшие теперь могут ссылаться на это решение в других судах.

"Суды все еще редко удовлетворяют такие требования в полном объеме, но сумма, на которую снижают заявленные требования, постепенно уменьшается",— говорит господин Ильиных. При этом он указывает, что ответчики очень часто уклоняются от выплаты подобных сумм. "Это связано с низкой ценностью деловой репутации для игроков рынка,— объясняет эксперт.— На Западе компании дороже сохранить репутацию и, возможно, добровольно компенсировать причиненный моральный вред. А отечественные компании скорее заинтересованы в максимальной отсрочке платежа или вовсе в сведении его на нет".

Автор статьи Татьяна Дятел

Kommersant_Znak.jpg


Возврат к списку