RU EN

"СМИ: Банковские гарантии не работают в России". Комментарии Андрея Миконина ИА "Росбалт"

17 Июня 2013
Институт банковских гарантий, как важнейший инструмент для развития реального сектора экономики, оказывается фактически неработающим в России. К такому выводу приходит юрист, вице-президент Молодежного союза юристов РФ, член-корреспондент РАЕН Артем Кирьянов в своей авторской колонке "Банковская гарантия – совсем не гарантия", опубликованной в "Российской газете".

По мнению эксперта, ключевой проблемой является несовершенство ныне действующего законодательства, и, как следствие, весьма расширенные возможности толкования оного в судах. При этом судейский корпус зачастую принимает неправосудные решения по подобным делам.

"Сегодняшняя законодательная база позволяет банкам достаточно вольно трактовать взятые ими на себя обязательства, — поясняет Артем Кирьянов. При этом квалификация судейского корпуса с каждым годом вызывает все больше нареканий, количество неправосудных решений растет по экспоненте. Принятие неправосудных решений тем легче, чем больше пробелов в законодательстве, позволяющих судьям оправдать любую позицию".

Фактически неработающий институт банковских гарантий тем более опасен, если учитывать, что он является одним из базовых механизмов обеспечения благоприятного инвестиционного климата. В этом смысле показательно выглядит пример со строительством отеля класса люкс Four Seasons в Санкт-Петербрге. Площадкой для реализации этого проекта стал знаменитый "Дом со Львами" — памятник архитектуры 18 века. Девелоперская компания "Тристар Инвестмент Холдингс" заключила договор на выполнение подряда по строительно-реставрационным работам со строительной компаний "Интарсия", которая представила целых две банковские гарантии: от банка ВТБ и банка "Санкт-Петербург".

Однако на поверку оказалось, что даже наличие двух банковских гарантий не помогло "Тристар Инвестмент Холдингс" отстоять свои права даже в судах. После того, как "Интарсия" сорвала сроки выполнения работ, а ряд реставрационных работ выполнила из рук вон плохо, компания-девелопер приняла решение о разрыве своих отношений с подрядчиком. Тут-то в идеале в качестве защиты инвестора и должен был сработать институт банковских гарантий. Отметим, что банк ВТБ добровольно выплатил "Тристару" оговоренную в гарантии сумму в 60 млн рублей. Примечательно, что "Интарсия" в свою очередь дважды пыталась оспорить решение банка в суде и признать эти действия незаконными. А вот с выплатой гарантии банком "Санкт-Петербург" возникли проблемы. Банк отказался выплачивать девелоперу причитающуюся сумму гарантий в 230 млн рублей, и тот обратился в суд. В первой инстанции суд встал на сторону инвестора, но потом дело было пересмотрено, причем в своем решение суд исходил исключительно из формальных оснований.

"Принятое решение противоречит положениям Гражданского кодекса РФ об исчислении сроков. Согласно фабуле дела в банковской гарантии срок был определен – до 1 сентября включительно, фактически требование было передано банку 3 сентября. Но суд не учел, что 1 и 2 сентября были выходными днями – суббота и воскресенье, — комментирует юрист практики судебных споров компании Rightmark group Евгения Станиславская. – А потому, по закону днем окончания срока считается ближайший рабочий день, то есть понедельник. Следовательно, истец направил требование банку своевременно".

"С точки зрения оснований применения такого инструмента, как банковская гарантия, требования к банку как раз выглядят обоснованными и законными. Речь идет только о сроках предъявления требования, мнение суда апелляционной инстанции по поводу которых, с моей точки зрения, в данном случае противоречит сложившейся в том числе в Северо-Западном регионе практике", — говорит Андрей Миконин, руководитель судебной практики Адвокатского бюро "S&K Вертикаль". К сожалению, истории подобные той, что случилась с девелоперской компанией "Тристар Инвестмент Холдингс", отнюдь не редкость. В частности, не так давно в СМИ появилась информация об иске ОАО "Международный аэропорт Сочи" к Глобэксбанку о взыскании 62,5 млн рублей по банковским гарантиям. Банковские юристы при этом и вовсе заявляют о фальсификации гарантий. Аналогичная история сложилась и в споре кондитерской фабрики "Ферреро Руссия" с банком "Открытие". "В ответ на предъявление банковской гарантии юрист банка "Открытие" заявил, что банковская гарантия обладает признаками поддельности. Что не позволило зарубежному инвестору построить здание, и, без сомнения, в очередной раз сказалось на инвестиционной привлекательности России", — отмечает Артем Кирьянов.

Исправить положение и наконец-таки заставить институт банковских гарантий работать должным образом, по мнению экспертов, можно было бы путем внесения соответствующих изменений в ныне действующее законодательство. Одним из ключевых изменений могли бы стать поправки, обязывающие банк в досудебном порядке выплачивать суммы, предусмотренные банковской гарантией по требованию инвестора. При этом все дальнейшие разбирательства уже относить на счет банка. Очевидно, если подобные поправки будут приняты, то разговоров о "признаках поддельности" гарантий со стороны банковских юристов явно поубавится. Кроме того, свою роль в укреплении этого финансового института может сыграть и главный регулятор – Центробанк, который можно было бы уполномочить на ведение публичного реестра банковских гарантий, а также наделить его правом оперативного контроля. "И, наконец, сформировать такое отношение к институту банковской гарантии, при котором в правоприменительной практике банковское сообщество страны четко сформулирует свою позицию и будет целенаправленно добиваться ее реализации и принятия мер к недобросовестным игрокам на рынке банковских гарантий", — резюмирует Артем Кирьянов.


ИА «Росбалт»

Возврат к списку