RU EN

Артем Логинов о "Законе Google" в Германии для ТАСС-Телеком.

26 Марта 2013
Парламент Германии принял "Закон Google", по которому владельцы газет и журналов получили право на лицензионный взнос от поисковых агрегаторов, использующих их тексты

В пятницу германский Бундесрат /верхняя палата парламента ФРГ/ утвердил новый закон о защите интеллектуальной собственности немецких издательств газет и журналов. Законопроект обязывает поисковые агрегаторы платить взносы владельцам газет и журналов за распространение их текстов в поисковой выдаче. Законопроект в нынешнем виде позволяет, тем не менее, использовать данным системам "отдельные слова и небольшие отрывки текстов" без уплаты лицензионного взноса, хотя при этом не оговаривается допустимый размер таких фрагментов. В Германии документ получил известность как "Lex Google" /"Закон Google"/, поскольку предполагается, что в большей степени закон затронет интересы именно этого поискового агрегатора.

Представитель германского отделения Google Кай Обербек подверг резкой критике решение бундесрата. "Мы по-прежнему придерживаемся мнения, что самый лучший путь /для решения проблемы/ – заключение экономических соглашений о партнерстве, а не принятие новых законов", - заявил он.

Германия – не единственная европейская страна, где Google столкнулся с претензиями представителей прессы из-за отображения их текстов в поисковой выдаче. В феврале сообщалось, что Google создаст во Франции фонд в 60 млн евро для компенсаций издателям печатной прессы за нарушение авторских прав. Соответствующее соглашение подписали тогда президент республики Франсуа Олланд и глава американской компании Эрик Шмидт. Во Франции речь шла о компенсациях только "бумажным" изданиям, и речи не было о допустимом использовании фрагментов текстов, как сейчас в Германии.

"Либо это сознательный шаг, направленный на "выдавливание" из Германии поисковой системы Google, либо немецкие чиновники не разбираются в функционировании поисковых систем, либо лоббирование отдельных немецких новостных ресурсов", - считает Ирина Левова, руководитель стратегических разработок РАЭК. "Немецкие издатели хотят и остаться в поиске, и получать деньги за то, что им и так приносит трафик, - уверен Карен Казарян, редактор журнала "Интернет в цифрах", - Явная цель закона — компания Google, которая умеет зарабатывать в интернете в отличие от старых медиа".

Законодательством запрещено не только нарушение авторских прав, но и действия, которые приводят к такому нарушению, напоминает Игорь Слабых, руководитель российского отдела Adobe Systems по противодействию интеллектуальному пиратству. "Однако вопрос об ответственности поисковых сайтов за генерацию ссылок на ресурсы, где нарушаются авторские права, является в настоящее время дискуссионным", - отмечает он. В контексте средств массовой информации речь идёт об отображении агрегаторами ссылок на плагиат, когда тем самым поисковики способствуют его тиражированию.

Издательства как правообладатели имеют право на защиту своей интеллектуальной собственности, напомнил адвокат Адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Артём Логинов, член Ассоциации юристов России. "Если на поисковых сервисах Германии отображается весь текст целиком, то соответствующие ресурсы-правообладатели определенным образом могут терять аудиторию, что прямо либо косвенно будет вести к их материальным потерям", - убеждён юрист.

Представители компании "Яндекс", конкурента Google на российском рынке, отказались комментировать ситуацию вокруг спорного германского закона, сославшись на отсутствие на данный момент определённой информации.

Немецкий прецедент ставит вопрос о том, могут ли аналогичные меры быть приняты в других странах, в том числе в России. Все опрошенные корр.ТАСС-Телеком эксперты ответили на этот вопрос отрицательно: по их мнению, в ближайшее время не стоит опасаться принятия российского "Закона Google".


Марина Бочкарёва

ТАСС-Телеком


Возврат к списку