RU EN

В России могут появиться «невозвратные» авиабилеты. Комментарии адвоката Азама Хагова к статье "Полет без права на отмену".

18 Июня 2012
Дешево, но сердито

Идею активно поддержали крупнейшие авиакомпании – «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия» и другие. По их расчетам, убытки от сдачи билетов пассажирами составляют почти 23 млрд рублей в год. По логике перевозчиков и чиновников, фактически эти деньги переплачивают добросовестные пассажиры, а потому законопроект позволит почти на треть уменьшить тарифы на воздушные перевозки и сделать их доступными для граждан со скромными доходами. Также законопроект должен уравнять в правах российские и иностранные авиакомпании, в том числе «бюджетные» (low-cost).

В Европе и многих других странах действительно никто не гарантирует пассажиру право практически в любое время отказываться от полета без уплаты штрафных санкций. При этом у потребителя всегда есть выбор: купить дешевый «невозвратный» билет или дорогой – с правом менять дату вылета или вообще отказаться от полета. У многих перевозчиков тарифы на один и тот же рейс и в одном классе могут отличаться в несколько раз. Например, авиакомпанией AirBerlin можно улететь из столицы Германии в Лондон за 98 евро, тогда как «возвратный» билет обойдется в 500. Также западные перевозчики варьируют цену в зависимости от различных опций, времени вылета и иных потребительских свойств услуги.

Российские авиакомпании в настоящее время чаще всего лишены такой возможности: действующим Воздушным кодексом РФ закреплено, что, уведомив перевозчика об отказе за 24 часа до вылета, пассажир вправе получить всю уплаченную за перевозку сумму, а сдавший билет даже после окончания регистрации может требовать три четверти его стоимости. Хотя многие авиакомпании нашли способ обойти такие ограничения: та же «Россия» взимает сбор «за операцию возврата, аннуляцию заказа, расчета сумм к возврату» в размере 15 евро. Также сдающему билет пассажиру редко возвращают уплаченные при его оформлении комиссии и иные сборы – Верховный суд России счел их законными.

По мнению авиаторов и поддерживающих их чиновников, российское законодательство не соответствует современному развитию рынка, что ставит отечественные авиакомпании в неравные конкурентные условия перед зарубежными перевозчиками. «Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам. Пассажиры, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, в первую очередь социально незащищенные слои населения, имеют возможность забронировать свою перевозку заранее по сниженной цене», – убеждены в Министерстве транспорта РФ.

По оценкам крупнейших перевозчиков, из-за «безответственного» отказа пассажиров от полетов они теряют до 8% выручки. «Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, при покупке авиабилетов «переплачивают» в год сумму в размере 22,7 млрд рублей», – полагают чиновники. Введение невозвратных билетов, по их расчетам, позволит снизить тарифы почти на треть.

Предложенный законопроект предусматривает, что на каждом маршруте авиакомпания вправе ввести не более 30% невозвратных тарифов (то есть более двух третей продаваемых билетов, по логике, можно будет сдавать почти с полной компенсацией). О наличии ограничений пассажир должен информироваться при покупке билета.

Лучше не будет

В «Трансаэро» поддерживают инициативу Министерства транспорта РФ. «Российские авиакомпании, применяя невозвратные тарифы, смогут увеличить загрузку своих рейсов за счет привлечения новых пассажиров и тем самым повысить эффективность работы, – считает директор по корпоративным коммуникациям «Трансаэро» Сергей Быхал. – Пассажиры получат возможность пользоваться наиболее низкими невозвратными тарифами, что значительно повысит доступность авиационных перевозок на внутрироссийских и международных маршрутах. Иностранные перевозчики, летающие в Россию, активно применяют низкие невозвратные тарифы, а российские, лишенные такой возможности, сейчас находятся в заведомо невыгодном положении по сравнению с зарубежными конкурентами. Таким образом, принятие данных поправок в Воздушный кодекс РФ полностью отвечает интересам как отечественных авиакомпаний, так и самых широких слоев населения нашей страны».

В то же время, ссылаясь на коммерческую тайну, в «Трансаэро» отказались сообщить «БалтИнфо» как долю сдаваемых билетов, так и сведения о применяемых к пассажирам финансовых санкциях (размере сборов за отмену бронирования и пр.). Другие опрошенные авиакомпании также уклонились от комментариев.

Мнения экспертов относительно идеи введения невозвратных билетов разошлись. Например, на первый взгляд неприятное для пассажиров ограничение в целом поддерживает сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов: «Это европейская практика – во многих случаях пассажиру выгодно приобретает более дешевый невозвратный билет. Например, когда человек покупает его в аэропорту перед самым вылетом и точно знает, что не будет его сдавать. А если бронирует за месяц, то у него должен быть выбор».

Скептически к законопроекту относится Роман Захаров – главный редактор отраслевого журнала «Линия полета». По его мнению, введение невозвратных тарифов можно бы приветствовать, если бы в России существовал действительно конкурентный рынок авиаперевозок и потребитель имел реально свободный выбор лучшего ценового предложения.

«Эффект для гражданской авиации (т. е. авиакомпаний) будет, скорее всего, положительным, тогда как пассажирам ничего хорошего ждать не стоит. Как будет предоставлять информация пассажирам? Практика показывает, что часто клиент ставит подпись под условиями, хотя де-факто может быть вообще не проинформирован о них. Кто и как должен контролировать ограничение по продаже не более 30 процентов мест на каждом рейсе по невозвратным тарифам? Также следует категорически запретить продажу таких билетов на рейсы, выполнение которых субсидируется из бюджета (это перелеты в Калининград, местные перевозки и пр.)», – убежден Захаров.

Также неоднозначно оценивают законопроект и юристы. Ведь по действующему Гражданскому кодексу РФ заказчик (в данном случае пассажир) вправе в любой момент расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы, компенсировав исполнителю (авиакомпании) только фактические, уже произведенные затраты. В ситуации с билетами это означает удержание сборов за бронирование и пр.

«Предлагаемая норма о «невозвратности» билетов противоречит как Гражданскому кодексу РФ, так и закону о защите прав потребителей, – напоминает Азамат Хагов из адвокатской консультации «Вертикаль». – В целом, несмотря на приводимое в пояснительной записке к проекту обоснование, просматриваются более весомые интересы авиакомпаний. Но, принимая любой закон, необходимо учитывать, что гражданин в данных правоотношениях является экономически слабой стороной сделки, ввиду чего необходимо в большей степени учитывать именно его интересы». Снижение же уровня тарифов возможно и с помощью иных механизмов, не ухудшающих положения потребителей, – убежден адвокат.

Юрист коммерческой практики компании Rightmark group Мария Козлова не видит нарушений прав пассажиров: «В тарифе изначально должно оговариваться, какие суммы не подлежат возврату, в том числе при прекращении договора».

Критические замечания к законопроекту от участников рынка и независимых экспертов в течение ближайшей недели будет принимать Минэкономразвития РФ (являющееся, по существу, соавтором законопроекта).

Павел Нетупский


Балтийское информационное агентство 

Возврат к списку