RU EN

Комментарии Игоря Кунгурова в статье "Мобильная "нагрузка"

16 Февраля 2012
Идея чиновников Минкомсвязи РФ контролировать абонентские устройства - мобильные телефоны, USB-модемы и др. - обойдется минимум в 3,4 млрд рублей в год. Хотя эффективность предлагаемых мер остается под большим вопросом.

Телефон на привязи

Озвученное недавно предложение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ присваивать каждому ввозимому или производимому на территории России абонентскому устройству идентификационный номер (IMEI) участники рынка восприняли неоднозначно. Причем наибольшее беспокойство вызвала возможно обязательная процедура «привязки» телефона (по IMEI) к используемой абонентом SIM-карте.

Всероссийская перепись мобильников

Негативное заключение на этот проект на днях представили и эксперты Министерства экономического развития РФ. По их оценкам, только контроль наличия «идентификатора» на телефонах может привести к дополнительным затратам по отрасли в сумме от 500 млн. до 3,4 млрд. рублей в год. «Не ясно, каким образом можно при подтверждении соответствия установленным требованиям доказать уникальность идентификационных номеров абонентских устройств ... Необходимость переупаковки абонентских устройств, проверки и фиксации идентификационного номера и предъявления этих данных консервативно могут быть оценены от 50 до 200 рублей на одно устройство».

Причем эффективность принятия предложенных мер остается неясной. Ведь контроль IMEI – только первый шаг программы борьбы с киберпреступностью, предупреждения краж мобильных телефонов, их использования для ложного вызова экстренных служб и совершения иных противоправных действий. Как, когда и какими средствами чиновники Минкомсвязи РФ намерены добиваться этих благих целей, они не поясняют. «До предоставления указанных данных не может быть сделан вывод о том, что проект не содержит положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению», – констатируется в экспертном заключении Минэкономразвития РФ.

Отсутствие четкой программы в самом связном ведомстве на минувшей неделе в интервью «Российской газете» подтвердил заместитель министра Наум Мардер: «Владельцы должны будут сами зарегистрировать свои сотовые телефоны. Вопрос - где? Пока еще не решено. Скорее всего у оператора сотовой связи – либо при покупке телефона, либо на стадии заключения договора оказания услуг. ... Целесообразно также установить срок, в течение которого владельцем может быть произведена регистрация сотового телефона».
В то же время, по его словам, такая регистрация может быть добровольной: «Мы не хотим никого обязывать», – заявил Наум Мардер. То есть, по логике, можно будет сколько угодно раз переставлять «симки», переходить к другому оператору и т.д., и только в случае кражи – сообщить об этом в свою компанию и заблокировать телефон.

Только для своих

Некоторые российские операторы уже имеют опыт так называемого «залочивания» аппаратов. Например, продаваемые брендовые телефоны и иные устройства «Билайн» и «Мегафон» могут работать исключительно в «собственных» сетях. Кроме того, зачастую купить эти аппараты также можно, только оплатив еще и подключение к сети.

Сами операторы не видят в такой практике ничего противозаконного. «Мы предоставляем устройства как в комплекте с тарифным планом, так и отдельно, – пояснили в пресс-службе «Мегафона». – При этом устройства в комплекте с тарифным планом предоставляются со значительной скидкой. Потребитель имеет возможность купить «залоченное» устройство по более низкой цене или «разлоченное» – за полную стоимость». Схожую позицию высказали и в ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»): «Брендированные телефоны «Билайн» в нашей сети продаются комплектом (телефон и SIM-карта) по цене телефона, это единый продукт».

Ритейлеры стараются откреститься от подобной политики операторов. Так, в «Евросети» «БалтИнфо» заявили, что петербуржцы могли купить телефоны «Билайна» отдельно, хотя все опрошенные покупатели утверждают обратное. Кроме того, порой только вскрыв коробку, пользователь узнавал, что аппарат является «залоченным» и с «симками» других операторов работать не будет. В частности, на соответствующей странице интернет-магазина информация об имеющихся ограничениях отсутствует.

Эксперты неоднозначно оценивают ситуацию. «Стараясь повысить лояльность клиентов, операторы продают телефоны или модемы под конкретную сеть. Насколько я знаю, это законом не запрещается, – полагает Денис Кусков, глава информационно-аналитического агентства Telecom Daily. – Чего у нас нельзя делать, так это подменять стоимость товара услугами – продавать телефон дешевле при условии подключения услуг оператора. Но и тут существуют различные варианты, когда операторы обходят эти ограничения».

Юристы более однозначно трактуют действия операторов и розничных ритейлеров. «Закон «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других товаров, – говорит юрист «S&K Вертикаль» Игорь Кунгуров. – Реализация оператором мобильных телефонов исключительно на условиях заключения контракта может быть расценена как нарушение норм права». Кроме того, обман потребителя о свойствах товара, имеющий целью получение дохода, квалифицируется минимум как административное правонарушение, максимум – как мошенничество.



Балтийское Информационное Агентство

Возврат к списку